Рецензия на фильм «Молодой Франкенштейн» режиссера Мела Брукса

Сегодня посмотрела я один замечательный фильм Мела Брукса (Mel Brooks)! По словам википедии, это «постмодернистская пародийная комедия», которая называется «Молодой Франкенштейн» (»Young Frankenstein»), вышедшая в 1974 году и удостоенная места в Национальном реестре фильмов, имеющих особое культурное, историческое или эстетическое значение в Библиотеке Конгресса в 2003 году.

Фильм специально стилизован под фильмы тридцатых годов, что зритель замечает сразу же благодаря титрам в начале, а, затем — и по ходу просмотра фильма в операторских трюках, переходах между сценами, черно-белой картинке и декорациях легендарнейшего «Франкенштейна» 1931 года, что, меня лично, очень порадовало и заинтересовало.


Сюжет фильма разворачивается вокруг главного героя — внука известного доктора Франкенштейна, которого отлично сыграл Джин Уайлдер (Gene Wilder). Также, Уайлдер помог Бруксу в создании сценария. Герой также занимается медициной, но считает деятельность своего деда абсурдом и даже говорит, что его фамилию следует произносить как «Фронкенстин» («Fronk-en-steen»).

К нему приезжает «семейный нотариус» и рассказывает о завещании, по которому ему, Фредерику Фронкенстину, передается в собственность огромная усадьба-замок. Когда он прибывает в свое поместье в Трансильванию, к нему приставляется горбатый помощник (так же перекочевавший по наследству — его предки работали в семье Франкенштейнов), который, не понимая нужды коверкать фамилию барона, представляется как Айгор (Eye-Gor), вместо Игоря. Его, кстати говоря, играет Марти Фельдман (Marty Feldman) — английский писатель, комедийный актер кино и ТВ, обладатель неординарной внешности. Айгор представляет молодому доктору его ассистентку Ингу (Teri Garr).

В замке всю компанию встречает фрау Блюхер, при произношении фамилии которой, лошади начинают неистово ржать. Необычным образом, Фредерик находит лабораторию и записи своего покойного деда и, прочитав которые, он загорается идеей о том, что все это — ВОЗМОЖНО!

Украв вместе с Айгором труп неизвестного повесившегося (или повешенного, это так и остается загадкой для зрителя) невероятных размеров мужчины, доктор пересаживает ему мозги (но, вместо задуманных мозгов какого-то ученого и святого Ханса Дельбрука (Hans Delbruck), горбатый помощник приносит ему мозги Него Дена (Ab normal) со склада мозгов (Brain Depositary)). Создание оживает, но ведет себя неадекватно относительно огня, не говорит, а мычит, а также, в буквальном смысле слова, идет на звуки скрипки. Затем, фрау освобождает «монстра» на свободу во имя какой-то идеи, от чего местные жители приходят в ужас. Воспользовавшись звуками скрипки, создатель заманивает обратно в замок свое детище и начинает его обучать.

В следующей сцене нам представлена афиша, кричащая о том, что будет представление, посвященное «созданию». Во время представления, доктор показывает публике, что его подопечный имеет не только простейшие навыки человека, но и некоторые культурные. Так, они вместе начинают танцевать под мелодию «Puttin’ on the Ritz«, одновременно напевая ее. В какой-то момент один из софитов взрывается, монстр пугается огня и перестает адекватно реагировать на слова учителя. Публика сразу же приходит в ярость и начинает забрасывать мусором, который принесли, естественно с собой… «Чудовище» начинает злиться и набрасываться на людей (совершенно адекватная реакция нормально человека, по-моему) из-за чего попадает в полицейский участок.

Затем он сбегает из полиции, так как никакие цепи не могут сдержать его, приходит к замку доктора и похищает недавно приехавшую невесту Фредерика — Элизабет, которую, в свою очередь, играет Мэдлин Кан (Madeline Kahn), любимица Мела Брукса.

После семи или восьми соитий с монстром Элизабет влюбляется в него, благодаря его нечеловеческой выносливости и огромному Schwanstuker или Schwanzstuck (шутливое название мужского достоинства). Примерно в это же время доктор безмерно влюблен в свою ассистентку Ингу.

Одновременно с этими происшествиями в городе все местные жители взбунтовались и собрались извести со свету Монстра, чтоб не пугал больше их. И пошли на поиски его к замку. Доктор Франкенштейн, воспользовавшись специфическими громкоговорителями и скрипкой, заманивает обратно в замок свое дитя и решается пойти на крайние мере, а именно — пересадить часть своего мозга своему созданию. В это время разъяренная толпа врывается в замок в разгар операции. Монстр, наделенный новыми «нормальными» мозгами, успокаивает всех. В конце фильма мы видим типичный хэппи-энд: Элизабет счастлива с Монстром, а Инга счастлива с доктором Фредериком Франкенштейном. В последней сцене Инга спрашивает доктора о том, что ему досталось от Монстра?…

Мое мнение о фильме: ПРЕВОСХОДНЫЙ! Смотреть надо обязательно всем, вне зависимости от того, любите ли вы черно-белые фильмы или нет, любите вы пародии или нет, любите ли вы мистику/ужасы/комедию в одном флаконе или нет. Мне повезло и я смотрела эту картину в Bluray Disk качестве, что, естественно, не могло не повлиять на мое восприятие. Этот фильм очень забавный. Чего только стоит сцена, в которой доктор Фредерик Франкенштейн уезжает на поезде, а его невеста Элизабет, провожая, остается на платформе и начинает безумно закашливаться от выхлопного дыма поезда!

Конечно, Элизабет еще запомнилась фразой: «Семь всегда было моим любимым числом». Или фразы горбатого помощника Айгора: «Все еще теплая» — трогая скрипку, которая недавно звучала. Или: «Подождите хозяин, это может быть опасным. Идите первым…» В фильме, по-моему, был сделан специальный акцент на том моменте, когда девушки (Инга и Элизабет), получавшие особое удовольствие от своих мужчин, начинали петь оперными голосами «Сладкая тайна бытия, наконец-то я нашел тебя. Наконец-то я ощутил всю глубину этой тайны… «

Кстати говоря, пока Монстр был на свободен до того, как его заманили к себе доктор с помощником и ассистенткой в первый раз, он зашел в хижину к слепому, которого играл известный ныне актер Джин Хэкман (Gene Hackman), еще совсем молодой и не похожий на себя привычного (с моего взгляда).

Также, когда в начале фильма Фредерик приезжает в Трансильванию, проезжая через лес они слышали вой вервольфа (оборотня) — звук воя сымитировал сам режиссер Мел Брукс.

А еще этот фильм получил премию Хьюго (Hugo Award) за лучшую постановку — это литературная премия в области научной фантастики, появившаяся в 1953 году и названная в честь Хьюго Гернсбека, который создал первые специализированные научно-фантастические журналы. С этой же картиной были номинированы: Записи Квестора (The Questor Tapes), Зардоз (Zardoz), Призрак рая (Phantom of the Paradise), Флэш Гордон (Flesh Gordon).

В любом случае, я хочу сказать огромное спасибо Мелу Бруксу за столь замечательный фильм и всем тем, кто над ним в той или иной степени работал. Этот фильм оправдывает свое место в Национальном реестре фильмов, а также полностью достоин того, чтобы находиться на Вашей полке интересных и забавных фильмов. Enjoy, как говорится!

Это одна из моих первых рецензий, выставляемых на всеобщее обозрение, посему — не судите строго. Я старалась.

2009-06-16

Awayka из страны Notavailable =]

  • Аноним

    А у меня были (да и сейчас есть, только я далеко) две кошки. Сколько я себя помню — столько они и есть =)
    А еще — две черепахи в аквариуме. Они флегматичные — до жути.

  • Каждой твари по паре =]