Рецензия на фильм «Новая Москва» (The New Moscow) режиссера и сценариста Александра Медведкина (Aleksandr Medvedkin). Эта кинокартина, посвященная Сталинскому плану реконструкции Москвы, так и не вышла на экраны кино. Главные роли в фильме сыграли: Народный артист РСФСР Даниил Сагал, Заслуженная артистка РСФСР Нина Алисова, Народная артистка СССР Мария Блюменталь-Тамарина, Народная артистка РСФСР Мария Барабанова и советский актёр театра и кино Павел Суханов.
Сюжет картины «Новая Москва» рассказывает о том, как из таёжной новостройки юный конструктор Алеша отправляется на выставку в Москву вместе со своей бабушкой — показывать «Живую Модель Москвы», изобрЕтение (да-да, именно так несколько раз в фильме произносится это слово) таежных жителей (москвичей!) с Выпинской новостройки.
Удивительно здесь и то, что, когда Алеша возвращается из Москвы, он едет по свежеиспеченному (свежепостроенному в кратчайшие сроки) городу в тайге. Вроде бы он не так много времени провел в столице, чтобы простой осушитель болот с местными успел такое сделать с их поселением! Еще один реверанс в сторону социализма (пятилетки за три года, стахановцы и прочее-прочее…)
Также поражает то, какой представлена в кинокартине главная героиня Зоя — вроде простая рабочая (правда в отдельной касте москвичей (дурёха не знала тогда и представить не могла сколько будет стоить недвижимость через 60-70 лет в столице)), а постоянно одевается так, будто из бомонда. В сцене в открытом кафе у Северного Речного вокзала она даже напоминает знаменитейшую Одри Хепберн (Audrey Hepburn), кинокарьера которой началась лишь 10 лет спустя после создания «Новой Москвы«.
В фильме есть на что посмотреть АрхНадзоровцам (Архнадзор — общественное движение за сохранение исторических памятников, ландшафтов и видов Москвы). Не одно здание разрушают или двигают прямо на глазах у художника Феди:
Мы поговорим, кто отвечает за пейзаж.
Отличительной чертой этого фильма является то, что о Первой Мировой войне уже давно все позабыли, как и о Гражданской, а Вторая Мировая еще не началась. Здесь нет ни грамма военной тематики, нет пафосности тех фильмов, которые рассказывают о героизме и любви в военное и послевоенное время — эта картина просто светлая, добрая, очень наивная, прославляющая Москву, социализм (в виде несбыточных планов) и мир во всем мире (как минимум, в фильме показано, что вся страна любит Москву и практически поклоняется ей).
К сожалению, фильм не был выпущен на экраны советского кино и вспомнили о нем уже тогда, когда и СССР-то не было. А точнее к юбилею, 850-летию Москвы. Запреты на показ, скорее всего, были связаны с тем, что Медведкин был известен своей язвительностью в сторону победившего социализма, и, судя по всему, в искренность его картины никто не поверил, мол, смеется над планом реконструкции аля «планов громадьё»:
Выполняя Сталинский план реконструкции Москвы, московские большевики проделали колоссальную работу! Взорваны старые дома, и открываются просторы будущих проспектов! И вот Москва – огромная строительная площадка! Не по дням, а по часам – как в сказке – растут новые дома: на улице Горького, на Кировской, Дзержинской, Пушкинской, на Чкаловской. И только в одном 38-м году пять новых мостов перекинулись через Москва-реку. Крымский. Там, где протекала речка Химка, на месте старого кирпичного завода воздвигнут Химкинский речной вокзал. А теперь посмотрите, товарищи, что сделают большевики с Москвой завтра: новая Вокзальная магистраль, проспект Академии наук, площадь Маяковского, Пушкинская площадь, площадь Восстания… За Ленинскими горами, в сторону Кунцево и Царицыно вырастет новый район Москвы – Юго-западный. Наше московское метро свяжет этот гигантский новый город с центром Москвы. Набережные Москва-реки станут лучшим архитектурным украшением столицы! Новые проспекты, прекрасные улицы, площади, изумительные здания превратят нашу Москву в город сказочной красоты! Проспект Ленина, Дворец Советов… Дворец Советов — символ величия и мощи нашей Родины! Этот план реконструкции выдвинул великий Сталин!
В фильме присутствует множество интересных моментов, диалогов и цитат, которые стоит услышать. Одним из примеров будет такой (его, к сожалению, тоже надо видеть и слышать)
— Кстати, как вас зовут?
— Если кстати, зовут Оля.
Кинокартина «Новая Москва» получилась такой, что была не угодна своему времени. Сейчас же на нее смотреть можно хотя бы только ради того, чтобы сравнить то, что планировалось, с тем, что случилось. Возможно взять что-то на вооружение, а что-то наоборот отклонить, увидев варварские разрушения в центре столицы нашей Родины, например.
Awayka из страны Notavailable =]